Поисковая выдача Яндекса и ее структура

Основное предназначение любой поисковой системы – хранить информацию и предоставлять доступ к ней по запросу пользователя. При этом человеку предлагается не какой-то один документ, а сразу несколько миллионов или даже десятков миллионов документов, расположенных в порядке уменьшения релевантности данному запросу. На первых строчках размещаются наиболее релевантные документы, ближе к концу – наименее релевантные.
Поисковая выдача - определение
Поисковая выдача или страница результатов поиска (англ. Search engine results page, SERP) – это отдельная страница поисковой системы, на которой размещены результаты поиска по какому-то определенному запросу. Данная страница создается динамически, исходя из типа запроса пользователя, его популярности, степени конкуренции в тематике и других факторов.
Страница результатов поиска - структура
Так как в поисковой выдаче обычно содержится несколько десятков миллионов документов, размещать их на одной странице не представляется возможным. Как правило, на одной странице размещается только 10 ссылок на найденные документы. Десять первых документов (наиболее релевантных запросу) называют ТОПом выдачи.
Структура страницы результатов поиска (SERP), не такая уж сложная. В качестве примера мы рассмотрим структуру страницы с выдачей поисковика Яндекс. В левом верхнем углу располагается небольшой графический логотип Яндекса, являющийся ссылкой на главную страницу данной поисковой системы. Чуть правее него размещена основная строка поиска и кнопка «Найти». В эту строку пользователи и вводят свои запросы. При вводе ключевой фразы появляется дополнительное окошко, в котором отображаются наиболее популярные вариации данного ключа. Рядом с ключом (прямо в строке поиска) будет показано, сколько документов найдено по данному запросу. Правее строки поиска располагается ссылка на почтовый сервис Яндекса, раздел с настройками, раздел с дополнительными сервисами и кнопка авторизации. Что касается настроек, то здесь можно отсортировать результаты поиска, К примеру, указать тип поиска (без защиты, умеренный, семейный), указать время, язык, формат найденных файлов, конкретный сайт для поиска или регион.
Спускаемся ниже. В левой части основной области страницы с выдачей в виде горизонтального столбца размещены иконки дополнительных сервисов – «Картинки», «Видеозаписи», «Карты», «Маркет» и т.д. При использовании поиска по картинкам или видеозаписям в выдаче окажется лишь контент соответствующего типа (графика или видео). Нажав на кнопку с настройками в верхней части страницы, мы сможете отсортировать результаты по качеству или разрешению картинки / видеозаписи.
Основная поисковая выдача Яндекса, как правило, состоит из ссылок на 10 документов. Если используется коммерческий запрос, то ссылок может быть в 1.5-2 раза больше. В этом случае к результатам органической выдачи подмешивается рекламная выдача (страницы сайтов, владельцы которых используют для продвижения контекстную рекламу). Документы, попавшие в выдачу благодаря контекстной рекламе, помечаются соответствующим тегом. Это позволяет пользователям отличать рекламную выдачу от органической. Ссылки на ресурсы, попавшие в выдачу благодаря рекламе, обычно размещают в начале и в конце страницы (3 ссылки в начале и 3-4 в конце). Результаты органического поиска размещаются между ними.
Информация о каждом из документов, представленных на странице результатов поиска, размещается в нескольких скомпонованных блоках. Первый блок – иконка сайта (favicon). Это небольшое графическое изображение, которое привязывается ко всем страницам данного ресурса. Второй блок – ссылка на страницу, одновременно являющаяся ее тайтлом (title) или заголовком. Третий блок – URL-адрес страницы (доменное имя). Четвертый блок – description или краткое описание. Пятый блок – ссылки на основные страницы и разделы сайта (присутствует далеко не всегда). Шестой блок – контакты (адрес, телефон и т.д.). Данный блок также присутствует далеко не всегда.
В правой части основной области страницы с выдачей размещены коммерческие объявления от сервиса Яндекс.Директ, напрямую связанные с тематикой введенного запроса. Структура каждого объявления похожа на описанную выше структуру документа из органической выдачи (наличие title, description, URL-адреса, контактных данных и т.д.).
В нижней части страницы размещен список запросов, так или иначе связанных с запросом, введенным вами. Также здесь находится блок постраничной навигации, при помощи которого можно перейти к следующим результатам выдачи. Еще ниже размещены ссылки на другие поисковые системы (Bing, Google, Mail.ru), в которых вы можете поискать интересующую вас информацию.
В самом низу расположен блок с дополнительными ссылками – «Помощь», «Реклама», «Статистика», «Обратная связь» и т.д.